среда, 11 мая 2016 г.

Абрахам ван Стрий. Как он видел жизнь?

Комментариев нет:

Абрахам ван Стрий (1753-1826) - художник из Северных Нидерландов. Родился в Дордрехте, учился у отца, работал вместе с ним. Был принят в гильдию св. Луки, занимал должность управляющего гильдией. В его полотнах - бытовые сценки, переносящие нас в Нидерланды девятнадцатого столетия: здесь и коллекционер, и молоденькая мамаша, и дети со своими заботами и забавами.
Его собственные детские впечатления, видимо, нашли отражение в картинах "Урок рисования". Ученик пришел к учителю: комната в цокольном этаже, в нее ведет крутая винтовая лестница. Дом когда-то был богатым - мраморный мозаичный пол. Со временем все обветшало, стены отсырели и облупились.





 Абрахам ван Стрий, Урок рисования, 1800, Музей Дордрехта, Нидерланды

Ученик сидит спиной к окну и старательно рисует гипсовую статую. Его папка с рисунками прислонилась к сундуку.


 Абрахам ван Стрий, Урок рисования, фрагмент "Стены"

Лето, яркий солнечный день. Но учитель одет не по погоде тепло: возраст дает о себе знать.



Абрахам ван Стрий, Урок рисования, фрагмент "Гипс"

На полу сидит не то внук, не то сын художника: в его руке вертушка, рядом - барабан.





Абрахам ван Стрий, Урок рисования

Еще один урок рисования - в мастерской художника: за столом сидит ученик, перед ним - коробка с принадлежностями и гипсовая Венера. За спиной художника - мольберт с обрамленной картной.


 Абрахам ван Стрий, Урок рисования 25х20 см Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Учитель объясняет ученику, что и как надо. Ученик внимательно вглядывается в гипс - судя по всему, у него что-то не так получилось в ногах.

"Коллекционер с женой". Пожилой мужчина и моложавая женщина сидят за столом, заваленном цветными гравюрами. На стене - картина, слева в богатой резной раме - зеркало, в просвет двери видна завешенная картинами стена. Судя по всему, они купили коллекцию и сейчас изучают, что им досталось. У него - озабоченное лицо, у нее тоже радости не видно, в глазах читается вопрос: "И что теперь с этим делать?". Похоже, что они рассчитывали на что-то получше.


Абрахам ван Стрий, Коллекционер с женой, 44х36 см, частная коллекция

"Продавщица вишни в дверях" Летний солнечный день. У входа в зажиточный дом (резной косяк двери, замысловатый светильник под потолком, резное кресло, на котором сидит мамочка) стоит пышногрудая женщина в простенькой шляпе. Ребенок тянет руку к кисти вишен у мамы в руке. Продавщица в ожидании: у нее в руках две корзины и весы с блестящими на солнце латунными чашками.

В нижнем правом углу картины - ружье и висящая на перилах лестницы униформа.


 Абрахам ван Стрий, Продавщица вишни в дверях, 1816, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды


 Абрахам ван Стрий, Продавщица вишни в дверях, фрагмент "Продавщица"


 Абрахам ван Стрий, Продавщица вишни в дверях, фрагмент "Светильник"

""Домохозяйка". Небольшая комната. Это помещение и кухня, и столовая, и мастерская. Винтовой пресс в углу (сам по себе - произведение искусства), скорее всего, - инструмент для извлечения дохода: на нем обрабатывают текстиль (возможно, не только ткань, но и готовые изделия) для придания ему заданных свойств. Такой процесс очень похож на сегодняшнее каландрирование.

 

Абрахам ван Стрий, Домохозяйка,  1800, 57х49 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Женщина с корзиной, наполненной овощами, сидит возле плетеной люльки-качалки (снизу просматриваются дугообразные полозья). Ребенок вот-вот уснет, и она примется за готовку.





Абрахам ван Стрий, Домохозяйка, фрагмент "Пресс"

Есть еще одна любопытная деталь в картине: щетка. Вероятно, это первое изображение такого предмета домашнего обихода.





Абрахам ван Стрий, Домохозяйка, фрагмент "Щетка"

"Зимняя сценка". Солнечный зимний день, легкий морозец. Двор бедноты: со стен отвалилась штукатурка, деревянные конструкции от старости почернели, простенькая  занавесочка на окне. И одежда на детях не говорит о большом достатке. Зато радости у детей: запрячь козла в санки и погонять его с пассажиркой по свежему снегу!
  



Абрахам ван Стрий, Зимняя сценка, 61х55 см, частная коллекция

Эти детки еще маленькие. Скоро они пойдут учиться - кто рисовать, кто торговать, кто вести домашнее хозяйство...



Read More

четверг, 5 мая 2016 г.

Габриэль Метсю «Кухарка». Что она приготовила сегодня?

1 комментарий:

Множество картин этого замечательного художника посвящено любовным сценкам: и с музыкантами, и с кавалерами, и с простолюдинами. Есть среди них и сценки в таверне, и в богатых покоях, есть даже изображение кузницы.

И вдруг – повариха. На первый взгляд – какая-то не очень яркая картинка.


Габриэль  Метсю, Повариха, 1667, 40х34 см, Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид, Испания

Симпатичная молодуха (женщины у него всегда симпатичные) показывает зрителю блюдо с зарумянившимися двумя рыбешками довольно приличных размеров (от головы до хвоста сантиметров тридцать). Позади чуть правее на крючке висят подвешенные за ного две птички.


Габриэль  Метсю, Повариха, фрагмент «Рыбки»


Габриэль  Метсю, Повариха, фрагмент «Птички»

Недоумение вызывает какое-то странное устройство, возле которого кухарка с гордостью демонстрирует результаты своего труда.


Габриэль  Метсю, Повариха, фрагмент «Коптильня»

В глаза буквально лезет какой-то предмет: кольцо, штырь, большая деревянная шайба. При внимательном рассмотрении можно уловить некоторое сходство со шпагой – штырь довольно длинный.

На передней стенке этого устройства – отблески пламени: видимо, недалеко есть камин или костер. Логика подсказывает, что перед нами – коптильня. И шпагообразное изделие – шампур (у него должно быть прямоугольное сечение).

У сооружения, которое мы изучаем, есть прямоугольное отверстие с откинутой вперед крышкой (она просматривается под шпагой). В боковой стенке есть круглое отверстие с наклонным пазом, открытым для выхода наружу. Форма боковой стенки подсказывает, что в коптильню можно поместить приличный кусок мяса или хорошего гуся. В  верхней части обечайки есть две трубки для вентиляции и что-то вроде петли для переноски этого агрегата с места на место.

Как это работало? Видимо, сзади нет стенки. Рыба или птица, или просто кусок мяса насаживались на шампур, шампур вставлялся в прорези и все это ставилось «спиной» (открытой частью) к огню. Окно в передней стенке – для контроля готовности, кольцо на шампуре – для вращения изделия перед огнем.

Итак, перед нами – если можно так выразиться – «коптильня фронтального копчения». Сегодня таких нет, потому что: 1) нет больших каминов, 2) ни одна хозяйка не захочет заполнять дымом, даже с запахом копчености, жилое помещение, 3) коптильни преобразованы так, что их можно легко использовать только на открытом воздухе. А если кому-то захочется чего-нибудь зажаренного на открытом огне и еще без дыма – есть домашние электрические печки разного размера с вращением мяса между электронагревателями, расположенными сверху и снизу. Это – не копчение, но все-таки.

Изображенное художником устройство, вне всяких сомнений, - шаг вперед к получению новых вкусовых качеств еды. Думается, что он первый (а может быть, и единственный) дал подробный рисунок, почти чертеж, только что не расписано, как это все работает.
Кстати, золотистый цвет рыбы наводит на мысль, что для его получения использовали тлеющие деревяшки или опилки, которые засыпались в барабан и тлели под воздействием открытого огня камина (в России лучшим деревом для копчения считалась ольха, смолистые дрова дают другой вкус).

PS  Поджаривание мяса на открытом огне было тщательно зарисовано приблизительно за 100 лет до Габриэля Метсю. Питер Артсен тоже изобразил кухарку, только не с готовым продуктом, а с полуфабрикатом, насаженным на шампур. Стержень прямоугольного сечения вращается в опорах, а все устройство (имеется в виду и стержень с насаженными курами и бараньей ногой) устанавливается насколько можно близко к огню. И крутится все это до посинения, точнее, до приобретения характерной для готового мяса корочки.


Питер Артсен, Повариха, 1559, 171х85 см, Musei di Strada Nuova, Генуя, Италия



Read More